Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности. Важно учитывать, с одной стороны, индивидуальные особенности каждого ребенка.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последние годы число здоровых дошкольников постоянно уменьшается и составляет лишь 10% всего контингента детей, поступающих в школу. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно – мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной систем, а также аллергические заболевания. 20-30% детей имеют такие диагнозы, как минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, гидроэнцефальный синдром, нарушение мышечного тонуса, недоразвитие функции речи.
Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Рассмотрим формы использования речевой активности в процессе двигательной активности детей:
- одной из самых доступных и распространенных форм являются подвижные игры.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего. Её применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.
Многолетние педагогические наблюдения педагогов и специалистов дошкольных учреждений показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие виды подвижных игр.
1. Подвижные игры на развитие общей моторики (большой, средней и малой подвижности)
Игра большой подвижности «Ловишка»
По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:
Ау – ау – аукаем,
Весну приаукиваем.
Весна! Весна!
Красным – красна!
Весна пришла,
Свет, тепло принесла!
Весну встречаем,
В ловишки играем!
Раз, два, три, лови!
После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!
Игра малой подвижности «Мухомор»
Играющие встают в круг посередине зала. Берутся за руки. В центре круга ставится «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:
Перед нами бор
А в бору мухомор
Мухомор стоит,
На детей глядит
Мухомор кто возьмет,
Тот из круга уйдет
Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.
2. Подвижные игры с речевым сопровождением
Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз,
Часы бьют два,
Часы бьют три. (хлопают в ладоши)
Новый год, приходи! (Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе)
Тебя ждали год,
Стояли у ворот. (Выполняют «пружинку», руки на пояс)
А пришел мороз,
Заморозил нам нос. (Шагают на месте)
Нас мороз, не пугай,
С нами ты поиграй. (Выполняют наклоны вправо – влево, руки на пояс)
В прятки ты поиграй
Да подарки нам дай (Выполняют два приседания, руки в приседе на колени)
Конфеты, игрушки,
Орехи, хлопушки. (Постукивают кулачками друг о друга)
Будем веселиться,
Танцевать, резвиться. (Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно)
3. Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха
Подвижная игра «Цветные домики»
Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» возле обруча синего, цвета.
Усложнение:дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.
4. Подвижные игры на развитие звукопроизношения
Игра «Придумай слово на определенный звук»
(Например на звук (п): пух, пальто, песня, перо, помидор, плита и т.д.).
Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук.
Игра «Назови пять имен девочек (мальчиков) на определенный звук»
(Например, на звук (а)).
Имена девочек: Алена, Аня, Арина, Алла, Ася и т.д.
Имена мальчиков: Алеша, Антон, Андрей, Аркаша, Алик и т.д.
Игру можно проводить в парах. Игроки встают в разных местах зала, каждой паре игроков дается по мячу.
Дети кидают друг другу мяч (от груди или о пол), произнося на каждую передачу мяча по одному слову: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков): Алена – раз, Аня – два… и т.д.».
5. Подвижные игры на развитие коммуникативных функций
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения.
Подвижная игра «Чижик»
По считалке выбирается водящий «чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова:
Ходит чижик у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.
Чижик отвечает:
Мне не скучно одному,
Кого хочу того возьму.
С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга – он «чижик». Игра продолжается.
6. Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально – ритмические композиции)
Использование музыки при проведении подвижных игр способствует координированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.
Подвижная игра «Дружба»
Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу.
Найдем себе мы друга.
Найдем себе мы друга,
Найдем себе дружка.
По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три – друга себе найди!». После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши. |