МАДОУ "Детский сад № 182"   г.Нижний Новгород Нижегородского района

Меню сайта
Категории раздела
Коротко о важном [25]
информация для родителей, что важно знать при поступлении в детский сад
Советы специалистов [24]
консультации, рекомендации
Поздравления, объявления [8]
Страничка здоровья [11]
Все о здоровье
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Для Вас родители » Советы специалистов

«Развитие крупной моторики и влияние её на речевое развитие»

Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности. Важно учитывать, с одной стороны, индивидуальные особенности каждого ребенка.

         По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последние годы число здоровых дошкольников постоянно уменьшается и составляет лишь 10% всего контингента детей, поступающих в школу. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно – мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной систем, а также аллергические заболевания. 20-30% детей имеют такие диагнозы, как минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, гидроэнцефальный синдром, нарушение мышечного тонуса, недоразвитие функции речи.

         Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Рассмотрим формы использования речевой активности в процессе двигательной активности детей:

 - одной из самых доступных и распространенных форм являются подвижные игры.

 Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего. Её применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.

     Многолетние педагогические наблюдения педагогов и специалистов дошкольных учреждений показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи  детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие виды подвижных игр.

1.     Подвижные игры на развитие общей моторики (большой, средней и малой подвижности)

Игра большой подвижности «Ловишка»

 По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

                 Ау – ау – аукаем,

                 Весну приаукиваем.

                 Весна! Весна!

                 Красным – красна!

                 Весна пришла,

                 Свет, тепло принесла!

                 Весну встречаем,

                 В ловишки играем!

                 Раз, два, три, лови!

 После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!

Игра малой подвижности «Мухомор»

 Играющие встают в круг посередине зала. Берутся за руки. В центре круга ставится «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:

                 Перед нами бор

                 А в бору мухомор

                 Мухомор стоит,

                 На детей глядит

                 Мухомор кто возьмет,

                 Тот из круга уйдет

 Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.

    2.   Подвижные игры с речевым сопровождением

          Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

 Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в  центр.

   Часы бьют раз,

   Часы бьют два,

    Часы бьют три. (хлопают в ладоши)

     Новый год, приходи! (Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе)

    Тебя ждали год,

    Стояли у ворот. (Выполняют «пружинку», руки на пояс)

     А пришел мороз,

     Заморозил нам нос. (Шагают на месте)

     Нас мороз, не пугай,

     С нами ты поиграй. (Выполняют наклоны вправо – влево, руки на пояс)

     В прятки ты поиграй

     Да подарки нам дай  (Выполняют два приседания, руки в приседе на колени)

 Конфеты, игрушки,

  Орехи, хлопушки.     (Постукивают кулачками друг о друга)

     Будем веселиться,

     Танцевать, резвиться. (Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно)

3.    Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха

        Подвижная игра «Цветные домики»

       Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» возле обруча синего,  цвета.

Усложнение:дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.

  4.  Подвижные игры на развитие звукопроизношения

 Игра «Придумай слово на определенный звук»

       (Например на звук (п): пух, пальто, песня, перо, помидор, плита и т.д.).

       Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук.

Игра «Назови пять имен девочек (мальчиков) на определенный звук»

       (Например, на звук (а)).

       Имена девочек: Алена, Аня, Арина, Алла, Ася и т.д.

       Имена мальчиков: Алеша, Антон, Андрей, Аркаша, Алик и т.д.

       Игру можно проводить в парах. Игроки встают в разных местах зала, каждой паре игроков дается по мячу.

 Дети кидают друг другу мяч (от груди или о пол), произнося на каждую передачу мяча по одному слову: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков): Алена – раз, Аня – два… и т.д.».

5.  Подвижные игры на развитие коммуникативных функций

      Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения.

Подвижная игра «Чижик»

 По считалке выбирается водящий «чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова:

 Ходит чижик у житницы,

 Ищет зернышко пшеницы.

           Чижик отвечает:

  Мне не скучно одному,

  Кого хочу того возьму.

           С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга – он «чижик». Игра продолжается.

6.   Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально – ритмические композиции)

        Использование музыки при проведении подвижных игр способствует координированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.

Подвижная игра «Дружба»

       Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

               Мы идем по кругу.

               Найдем себе мы друга.

               Найдем себе мы друга,

               Найдем себе дружка.

          По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три – друга себе найди!». После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.

Категория: Советы специалистов | Добавил: 67rad (29.03.2016)
Просмотров: 1410 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz