Обучение детей основам математики немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений:
- Игры на обучение детей счету
«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Исправь ошибку», «Путаница», «Убираем цифру», «Что изменилось?», «Кто первый назовет?», «Считай не ошибись», «Которой игрушки не стало?»
- Игры путешествия во времени
«Живая неделя», «Наш день», «Когда это бывает?»
- Игры на ориентирование в пространстве
«Отгадай, кто где стоит?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате».
- Игры для развития логического мышления
На нахождение пропущенной фигуры. Продолжение рядов фигур, знаков. На поиск чисел. Задачи на видоизменение, преобразование фигур. Танграм. Палочки Кюизенера. Блоки Дьенеша.
- Игры с геометрическими фигурами
«Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Кто больше увидит?», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Найди свой домик», «Найди предмет такой же формы», «Угадай, что спрятали».
Занимательные дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. |