МАДОУ "Детский сад № 182"   г.Нижний Новгород Нижегородского района

Меню сайта
Категории раздела
Коротко о важном [25]
информация для родителей, что важно знать при поступлении в детский сад
Советы специалистов [24]
консультации, рекомендации
Поздравления, объявления [8]
Страничка здоровья [11]
Все о здоровье
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Для Вас родители » Советы специалистов

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Первый комплекс для свистящих звуков С, З, Ц
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке Ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка).
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык

Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Краткое описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания:

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Загнать мяч в ворота

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Краткое описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, который лежит на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания:

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Краткое описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Лопаточка

Цель:  вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания:
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Почистим  нижние зубы.

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языкам из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания:

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, Ане скользил по верхнему краю зубов.
3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Второй комплекс для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ
   Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом /при Ч – сначала смычку, а потом щель/; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка.
   Выработка необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Приклей конфетку

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Краткое описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только языка – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.
3. Если нижняя челюсть участвуем в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами /тогда он не будет закрывать рот/.
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку /уздечку/.
Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. /Язык будет напоминать широкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку/.
Методические указания:
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
Краткое описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной /можно придерживать ее пальцем/.
2. Язык дожжен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку /уздечку/.
Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот /как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка/. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать языка в верхнем положении.
Методические указания:
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка.
Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться натягиваться на нижние зубы.

Третий комплекс для звука Л


   Для произнесения звука Л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.
  Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка верх.
Краткое описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы /как гудит пароход/.
Методические указания:
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Краткое описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной /можно придерживать ее пальцем/.
2. Язык дожжен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ /как индюк болбочет/.
Методические указания:
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языкам были вперед-назад, а е из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Фокус

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка.
Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться натягиваться на нижние зубы.

Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка верх.
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания:
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языкам, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука Л.
Краткое описание: Ребенок должен производить те же движения языкам, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны; упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Четвертый комплекс для звука Р

   Для произнесения звука Р необходима работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной.
   Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Почистим верхние зубы

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Краткое описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языкам из стороны в сторону.
Методические указания:
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр
Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания:
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч?
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье
Цель: Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Краткое описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной /можно придерживать ее пальцем/.
2. Язык дожжен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ /как индюк болбочет/.
Методические указания:
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языкам были вперед-назад, а е из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д: Д-Д-Д. сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания:
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара – и был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Категория: Советы специалистов | Добавил: 67rad (14.10.2016)
Просмотров: 499 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz